Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

уайлер уильям

Энциклопедический словарь

Уа́йлер Уильям (Wyler) (1902-1981), американский кинорежиссёр. В 30-х гг. выдвинулся в ряды крупнейших режиссёров США, поставив фильмы, в которых критически изображалась современная действительность: «Тупик» (1937), «Иезавель» (1938), «Лисички» (1941), «Лучшие годы нашей жизни» (1946) и др. Среди других фильмов: лирическая «современная сказка» «Римские каникулы» (1953), вестерн «Дружеское увещевание» (1956), исторический суперколосс «Бен-Гур» (1959), комедия «Как украсть миллион» (1966), мюзикл «Смешная девчонка» (1968), «Освобождение Л. Б. Джонса» (1970) и др.

* * *

УАЙЛЕР Уильям - УА́ЙЛЕР (Wyler) Уильям (1 июля 1902, Мюлуз, Франция - 27 июля 1981, Беверли-Хиллз, Калифорния), американский кинорежиссер.

Родился в Эльзасе в семье швейцарского торговца галантереей, учился в Высшей коммерческой школе в Лозанне, затем в Парижской консерватории по классу скрипки. Встретившись с киномагнатом К. Лэммле, дальним родственником его матери, в 1921 отправился в США. Работал на студии «Юниверсл», сменив множество профессий. В 1925 дебютировал фильмом «Плут Бастер». Первые значительные работы Уайлера появляются после его встречи с продюсером С. Голдвином: фильмы «Эти трое» (1936, по пьесе Л. Хелман (см. ХЕЛМАН Лиллиан)), «Додсворт» (1936, по С. Льюису (см. ЛЬЮИС Синклер)), «Тупик» (1937, по С. Кингсли), выделяющиеся остротой социальной проблематики, реалистическим изображением характеров и психологии героев и новаторским использованием глубинных мизансцен - техники, разработанной совместно с оператором Г. Толандом и доведенной до совершенства в картине «Лисички» (1941). Уайлер помог раскрыться дарованию таких звезд, как Б. Дэйвис (см. ДЭВИС Бетт) («Иезавель», 1938; «Лисички»), Мерл Оберон и Л. Оливье (см. ОЛИВЬЕ Лоуренс) («Грозовой перевал», 1939).

Одна из ключевых фигур «социального реализма» эпохи Ф. Рузвельта, Уайлер создал в 1942 ленту «Миссис Минивер» (премии «Оскар» за фильм и режиссуру) об участии простых англичан в обороне страны, возглавил киноотдел ВВС США и снял две документальные картины («Оскар» за ленту «Сражающаяся Леди», 1944); его послевоенная драма «Лучшие годы нашей жизни» (1946, «Оскар» за фильм и режиссуру) оказалась итоговым произведением, одновременно обозначившим начало новой исторической эпохи и смену вех в Голливуде. Работы Уайлера 1950-х гг. - «Керри» (1952, по Т. Драйзеру), романтическая комедия «Римские каникулы» (1953), пацифистская драма «Дружеское увещевание» (1956, главный приз на Международном кинофестивале в Канне, 1957); постановочный суперколосс «Бен-Гур» (1959, 11 «Оскаров», в том числе за фильм и режиссуру) - сохраняют человечность, психологизм и визуальную культуру, но утрачивают ту связь с эпохой, которая делала картины режиссера событиями в 1930-40-е гг. Из немногочисленных лент 1960-х годов (психологические драмы «Детский час» и «Коллекционер», комедия «Как украсть миллион»), только мюзикл «Смешная девчонка» (1968) имел большой коммерческий успех. И в самом последнем, антирасистском фильме Уайлера «Освобождение Л. Б. Джонса» (1970) явно различима рука великого мастера. На оскаровской церемонии в 1965 режиссер награжден премией имени Э. Талберга, а в 1976 получил приз Американского киноинститута за совокупное творчество.

Полезные сервисы